Как научиться играть по нотам
Содержание:
- Вместо предисловия
- Легкие ноты для фортепиано
- Определенные особенности записи нот
- Эволюция нотной записи
- Почему ноты тяжело читать начинающему
- Sibelius
- Flat.io
- Составляющие нотного стана
- Дополнительные музыкальные знаки
- Как считать длительности нот
- Нота с точкой
- Написание нотного письма
- MuseScore
- Руководство по быстрому выбору (скачать бесплатно программы для написания нот)
- Собственно методика
Вместо предисловия
Удивительно то, что вообще-то, ноты эволюционировали так, чтобы их было как можно удобнее читать бегло с листа. В то же время, неподготовленному человеку все это кажется китайской грамотой.
Кстати, о китайской грамоте. Есть великолепная книга с витиеватым названием «путь бесхвостой птички или иероглифика по методу Шерлока Холмса» за авторством Адиля Талышханова. В книге автор применяет оригинальный подход обучения иероглифике, который оказывается продуктивным настолько, что первая сотня иероглифов запоминается еще до того, как читатель успел это осознать. К концу книги читатель уверенно и без особых проблем овладевает тысячей с гаком иероглифов (проверено на себе).
В то же время, автор пишет, что японские школьники тратят целый год на то, чтобы овладеть своей первой сотней знаков (а на весь набор отводится шесть долгих лет). Вот только вместо мнемонического подхода бедные дети зубрят материал традиционным способом. Отсюда и такая разница во времени и эффективности.
В этой статье я постараюсь описать свой подход к запоминанию, какие ноты соответствуют каким линейкам на нотоносце и как можно сделать процесс запоминания естественным и приятным.
Легкие ноты для фортепиано
В музыке есть еще одно важное понятие — лад. Это система устойчивых и неустойчивых звуков, объединенных тоникой
Есть две распространенных образца:
Мажор — это лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Строится так: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.
Минорный лад строится в следующем порядке: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.
При обозначении тональности имя лада прибавляется к названию тоники: ре-мажор, ми-минор.
Белые и черные клавиши на фортепиано — это ноты.
Популярные произведения, которые можно сыграть на фортепиано для начинающих
«Песня капитана Врунгеля»
Песня из мультфильма 1981 года «Приключения капитана Врунгеля» стала культовой. Музыка написана Георгием Фитчем, слова Е. Череповецким. Песня исполняется подвижно, но это не помешает юным музыкантам быстро освоить её.
«Антошка»
Веселая и задорная песня про Антошку, написанная Шаинским на слова Юрия Энтина, хорошо подходит начинающим пианистам для отработки техники перехода из скрипичного ключа в басовый.
«Песенка зайца и волка на карнавале»
Всем хорошо известная песня «Расскажи, Снегурочка, где была…» из «Ну, погоди!» довольна легкая для исполнения. К тому же написана она в одной из самых простых тональностей ре-мажор, поэтому играть её легко, а известный мотив помогает запоминать ноты.
«Настоящий друг»
Тимка и Димка настоящие друзья, чью дружбу не разлить водой. Все песня построена на нескольких повторяющихся аккордах, которые звучат как переливы. Поэтому ноты быстро запоминаются даже для детей.
«Кабы не было зимы»
Эта песня хоть и ни сколько не уступает по своей известности предыдущим, но на порядок сложнее в исполнении. Простой и знакомый с детства мотив на слова Энтина скрывает за собой три нотных стана, на которых расположились два скрипичных и басовый ключ.
«Три поросенка»
Мелодия написанная Френком Черчиллем должна исполняться весело и задорно. Очень часто используется прием Staccato, это значит, что пальцы должны отскакивать от клавиш фортепиано. Хорошая практика для отработки этой техники для начинающих.
Музыка из кинофильма «Амели»
Кинофильм «Амели» во многом запомнили благодаря чудесной мелодии Яна Тьерсена. Мелодия исполняется тихо и умеренно, при этом композитор использовал красивые сочетания аккордов, которые просты для заучивания.
Определенные особенности записи нот
Для записи очень высоких или очень низких нот можно использовать не дополнительные линейки, а знак восьмерки.
Знак восьмерки
В случае расположения специального знака восьмерки выше обычного нотного стана, все ноты, расположенные под пунктиром следует играть на октаву выше. Если знак восьмерки расположен ниже нотного стана – ноты играются на октаву ниже.
Пунктир и сама восьмерка должны быть расположены или над нотоносцем, или под ним.
Длительность нот
Ноты способны отражать не только высоту звука, но и его длительность – протяженность во времени. Самая продолжительная нота называется «целая». Остальные виды протяженности происходят за счет деления целой.
Виды длительности ноты:
- Целая. Обозначается в виде прозрачного овала. Например, протяженность ее 4 секунды.
- Половинная. Обозначается в виде прозрачного овала со штилем. Эта нота будет звучать уже 2 секунды.
- Четвертная. Обозначается в виде закрашенного овала со штилем. Звучит в четыре раза короче, чем целая – 1 секунду.
- Восьмая. Обозначается также как и четвертная, только штиль на конце имеет специальный флажок в виде хвостика. По длительности занимает всего полсекунды.
- Шестнадцатая. Имеет два флажка. Для того чтобы заполнить время целой, таких нот нужно будет шестнадцать.
- Тридцать вторая. Имеет три флажка. Для заполнения времени целой ноты понадобится уже тридцать две таких нот.
- Шестьдесят четвертая. Имеет четыре флажка. Шестьдесят четыре таких ноты заполняют одну целую.
Ноты могут группироваться между собой, образуя ребро (похоже на букву П). В зависимости от количества флажков объединенных нот формируется и количество ребер.
Ноты с точкой
Использование точки рядом с нотой необходимо для отображения увеличения или уменьшения продолжительности звучания.
Если точка располагается правее от ноты, на половину от ее обычной длительности должна быть увеличена и продолжительность звучания. Также можно увеличить и паузы.
Динамика и музыкальные штрихи
Также как и в человеческой речи, для того чтобы придать музыке эмоциональности, необходимо увеличить или уменьшить силу звука. Это достигается с помощью специальных динамических оттенков.
Еще одним способом придания музыкальной композиции тех или иных оттенков является метод звукоизвлечения, именуемый штрихом. Для каждого музыкального инструмента он индивидуален
Так, для придания оттенка во время игры на фортепиано, внимание обращено на особый образ прикосновения к клавишам. Во время игры на скрипке – на прикосновение смычка
Такие приемы называются «туше».
В музыкальной грамматике используется два основных вида штрихов:
- Легато. Обозначается в виде нарисованной под нотами дуги. Извлекаемый звук должен быть плавным и перетекаемым;
- Стаккато. Обозначается в виде точек, расположенных над каждой нотой. Извлекаемый звук должен быть точным, кротким и прерывистым.
Эволюция нотной записи
Чтобы лучше понять, как читать и считать ноты, нам придется обратиться к истокам и узнать, как формировалась нотная запись.
Как и любую другую информацию, в древние времена музыку передавали из уст в уста. Конечно, люди очень давно осознали потребность в сохранении музыки и перенесении ее на более надежный носитель. Эти попытки систематизировать и записать музыку предпринимались в различные времена. И, надо сказать, что способы были весьма разнообразны.
Истоками современной системы нотной записи стала работа древнегреческого теоретика музыки Алипия (III или IV в. н. э.). Он составил список символов (в основном это были греческие буквы), и подробно описал их значения. Символ обозначал звук определенной высоты. Эта система получила широкое распространение. В интерпретации римлян, буквы греческого алфавита были заменены на латинские: A, B, C, D, E, F, G. Именно они и по сей день широко применяются в музыкальной практике.
В средние века появилась невменная нотация. С позднелатинского «невма» — знак, намек.
Использовалась такая запись в религиозной католической музыке. Над текстом псалмов подписывались эти самые знаки или их комбинации. Они показывали направление движения мелодии: вверх или вниз, мелодические обороты или ноты, повторяющиеся на одной высоте. Но, точную высоту звука невмы не отражали. Эта система была хорошим подспорьем, подсказкой для певцов — напоминала ранее разученную мелодию.
Потребность более подробной записи сохранялась, поскольку в церковной традиции использовалось множество различных песнопений. И певцам было очень трудно удержать весь этот объем в голове.
Поиски решения продолжались
Очень важно было придумать, как же обозначать конкретную высоту звука, а не только направление движения. Сначала попробовали рядом с каждой невмой писать букву, которая соответствует определенному звуку
Но от этой идеи быстро отказались. Более рациональным стало решение ввести линию для одного звука. Она обозначала звук fa и стала ориентиром, от которого вверх и вниз стали считать все остальные звуки.
После, для еще большего удобства ввели еще одну параллельную линию сверху для звука do.
Этим нововведением мы обязаны итальянскому монаху, выдающемуся педагогу Гвидо Аретинскому. Именно он, в XI в. предложил ввести параллельные линии для более точного определения высоты звука. В течение своей педагогической деятельности он постоянно совершенствовал свою систему. Ему нужно было найти способ быстро разучивать с певцами незнакомые песнопения. Это привело к настоящей реформе в области нотной записи.
Сложившаяся система Гвидо Аретинского представляла собой четыре параллельных линии, расположенных друг под другом. Невмы стали изображать на самих линиях и между ними.
Каждая невма в этой системе имела определенную высоту. Это прямой прообраз современного нотного стана. Отличие только в том, что сейчас параллельных линий пять, а вместо невм – ноты.
Познавательно89Не интересно13
Кому принадлежат названия нот
Создание системы нотной записи – не единственное достижение Гвидо Аретинского. Ему также принадлежат названия нот, которыми мы пользуемся и по сей день: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
В те времена был очень популярен гимн, посвященный Святому Иоанну. Мотив его был хорошо известен певцам и имел очень интересную структуру: каждая строка гимна начиналась на тон выше предыдущей. Начальные слог каждой строки и стал названием ноты, с которой она начиналась.
Итак, звукоряд Гвидо Аретинского состоял из шести нот, последовательно восходящих и отстоящих друг от друга на один тон: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эта система просуществовала достаточно долго и была действительно очень удобной и понятной. Но, время шло и ей предстояло претерпеть еще множество изменений, прежде чем получить современный вид.
Первые изменения коснулись слога «Ut». Он оказался не удобен для пения, поскольку заканчивается на согласную. Поэтому в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони заменил «Ut» на привычное нам «Do». Мнения относительно создания этого звука разделились: одни считают, что слог «Do» это первые буквы его фамилии, а другие уверяют, что этот слог происходит от слова DOMINUS что означает – Господь.Название ноты «Si» также принадлежит ему. Он взял первые буквы словосочетания «Sancte Iohanne» (Святой Иоанн) из последней строчки гимна.
Существует также версия, что названия нот имеют другие корни:
Это красивая легенда, и она вполне могла бы иметь право на существование.
Почему ноты тяжело читать начинающему
Давайте попытаемся разобраться, почему буквы учить легко, а ноты сложно, хотя последних куда меньше?
Мы с детства привыкли, что слова часто пишутся совсем не так, как произносятся. Это пример контекстной зависимости. Те же буквы, но в другом слове могут читаться иначе. В английском языке это выражено еще сильнее. Из-за великого сдвига гласных и иных причин, написание слова может очень сильно отличаться от произношения. В то же время, буквы сами по себе являются контекстно-свободными.
Нотные знаки работают похожим образом, вот только в отличие от букв, вне своего контекста ноты не имеют смысла вообще. Не зная ключа мы просто не сможем прочитать ноту; забыв о действующем знаке альтерации, мы рискуем прочитать ноту неверно. Контекст может варьировать от одной ноты (акценты), одного такта (для случайных знаков альтерации) и до всего произведения (для ключей и знаков при ключе).
Начинающему музыканту требуется не просто запомнить соответствие графических знаков и нот, но и уяснить правила их контекстного использования.
Таким образом, сложность чтения нот проистекает из нелокальной контекстной зависимости, дополненной весьма однообразной графикой (в отличие от букв, все ноты рисуются одинаково). При обучении глазу (и мозгу) просто не за что зацепиться; в итоге выбираемые наивным образом ориентиры как правило оказываются неверными и приходится тратить много времени на переучивание и зубрежку истинных значений «не пытаясь понять логику».
Sibelius
Конкурент предыдущего «героя» — программа Sibelius. Скачивается также на официальном сайте. Пожизненная платная версия стоит более 500 евро. Но доступна демо-версия программы с бесплатным доступом на месяц.
Для загрузки также потребуется регистрация. На почту придет ссылка для скачивания. Установочный архив весит более 1 Гб.
Программа встречает окном «Быстрый запуск». Его можно отключить, убрав маркеры внизу. Пользователю предлагается загрузить готовые партитуры, которые разбиты по жанрам. Также можно пройти небольшое обучение, где подробно расскажут об использовании программы.
Интересна панель создания новой партитуры. На выбор – десятки шаблонов нотной записи, начиная от стандартной со скрипичным ключом, заканчивая нотными записями для струнных квартетов, ансамблей, хоров и т.д.
На вкладке «Импорт» мы можем загрузить стандартный midi-файл с уже готовой нотной записью.
Сделаем это, чтобы продемонстрировать интерфейс программы. Возьмем композицию Pink Floyd – Wish you were here.
Интерфейс очень похож на Word 2016 – с такими же верхними вкладками. В правом нижнем углу отображается цифровая клавиатура для ввода нот. Ее можно переместить в любое место. Для ввода можно использовать как компьютерные средства (мышка, клавиатура), так и подключить midi-клавиатуру.
Страницы партитуры разбиты на несколько «слоев» (в прошлой программе мы их назвали «треками») – для каждого используемого инструмента. Они подписаны – Percussion, Electric Guitar, Mandolin и проч.
Программу можно настроить под себя – внешний вид, особенности воспроизведения, ввода нот, создание макетов, написание текстовых комментариев и многое другое. Возможен экспорт в PDF и в другие форматы.
Интересная возможность – поделиться нотной записью по электронной почте или опубликовать на сервисе Score Exchange.
Классный редактор нот с удобным и привычным многим пользователям Windows интерфейсом (похож на Word). Еще один плюс – полноценная поддержка русского языка.
Flat.io
И последняя в нашем обзоре – бесплатная программа для набора нотного текста онлайн. На официальном сайте можно войти с помощью аккаунта Google или Facebook, а также зарегистрироваться через электронную почту. Базовые функции бесплатны, для расширения возможностей можно купить более продвинутую версию.
Работа с программой – исключительно в браузере, без установки на компьютер. Разработчики предоставляют облако, где хранятся нотные записи. Работать с одной и той же записью могут сразу несколько человек, что очень удобно.
Утилита предоставляет широкий экспорт и импорт файлов: аудиоформаты, MusicXML, PDF, MIDI. Расширенные возможности работы с файловыми расширениями будут доступны после оформления платной версии.
Перед входом онлайн программа предлагает выбрать инструменты, с помощью которых будет создаваться композиция. Шаблонов очень много.
Вот так выглядит интерфейс. Можно выставить нижнее отображение клавишных для более удобной записи.
Большое преимущество программы – доступ к ней с любого компьютера, на котором установлен браузер. Для редактуры записей достаточно войти в свой аккаунт. Программа руссифицирована частично. Но здесь нет широкой навигации, где потребовались бы серьезные знания английского.
Большим конкретном вышеописанных утилит Flat.io не является. Но в качестве программы для быстрой нотной записи, прослушивания, сохранения, доступа через облако она подойдет большинству музыкантов.
Составляющие нотного стана
Обучение музыкальной грамоте начинается с нотного стана. Он представляет собой пять горизонтальных параллельных друг другу линий. Нотный стан нужен, чтобы записывать музыку. Каждой ноте отведена своя линеечка. Когда линий не хватает, рисуют добавочные полосы.
Например, «До» располагается на первой добавочной линии. Под пятой полосой отмечается короткая черта, на которой рисуется нота «До». «Ре» находится под первой линией. «Ми» занимает первую линию. «Фа» находится между первой и второй. «Соль» занимает вторую линейку. «Ля» рисуется между второй и третьей линиями. «Си» располагается на третьей полосе. «До» второй октавы находится между третьей и четвёртой полосами.
Помимо основных нот, стан вмещает в себя знаки альтерации. Эти символы используют для обозначения чёрных клавиш, расположенных на инструменте. Они находятся в начале гаммы после скрипичного ключа. Например, гармонический мажор. Это помогает заранее понять, где нужно играть чёрные клавиши, а где не нужно. Также альтерация указывается рядом с нотой. Расшифровка диеза и бемоля следующая: первый символ меняет звук, повышая его на полтона, бемоль, наоборот, настолько же понижает звучание.
Также в музыке используется такой символ, как бекар. Он имеет некоторое сходство с бемолем. Начинающие могут перепутать его. Значение же бекара прямо противоположное. Наличие бекара свидетельствуют об отмене любых изменений в целом такте или по отношению к одной ноте.
Ключи
Важными деталями нотоносца являются скрипичный и басовый ключи. Эти знаки пишутся перед всеми другими знаками, занимая самую первую позицию. Скрипичный ключ относится к звукам высокого регистра, басовый – к звукам низкого регистра. В фортепианной системе скрипичный ключ чаще всего используют для обозначения нот правой руки, а басовый – левой.
Размер
Чтобы музыка не звучала хаотично и была упорядочена, используют разные ритмы тактов. Музыкальный ритм определяет, сколько нот будет располагаться в одном ладу. Это придаёт мелодии частотную периодичность. Ритм обозначается двумя числами, расположенными одно над другим. Подобным образом пишется дробь в математике. Отличием является отсутствие черты деления.
Музыкальные ритмы бывают следующими: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8. Произносится ритм так: две четверти, три четверти, четыре четверти, шесть восьмых, две вторых. Число, расположенное наверху, указывает на то, сколько нот в ладу, выражаясь иными словами, до скольки нужно вести счёт: до двух, трёх и так далее. Число, находящееся внизу, показывает, сколько будет длиться нота. Ноты бывают целыми, длятся весь такт, половинными, продолжительностью в полтакта. Также выделяют четвертные, восьмушки и шестнадцатые.
Две четверти – распространённый простой ритм. Он говорит о том, что один такт состоит из 2 четвертных нот. Ритмический рисунок размера 2/4 бывает разным. В ладу находятся 2 восьмушки и 1 четвертная или 6 шестнадцатых, объединённых по три. Вариаций много. Главное, чтобы их длительность соответствовала ритму 2/4. В начале изучения лучше не дробить и не объединять ноты. Экспериментировать можно, когда основы уже изучены.
Помимо простых, используются сложные музыкальные ритмы. В их число входят 4/4 и 6/8. Ритм 4/4 вмещает 4 доли, длительность которых равняется длительности 1 четвертной. Для обозначения ритма 4/4 нередко используют знак, схожий с буквой «С».
Шесть восьмых – ритм, состоящий из 6 долей. Он получается при соединении двух трёхчетвертных и представлен восьмыми нотами.
Похожим образом образованы другие сложные размеры: 4/8, 6/4, 9/8, 12/8
Самое важное, что нужно запомнить – соотношение размера с длительностью нот. Тогда не возникнут проблемы со счётом и с ритмом игры
Такты и тактовые черты
Тактом называется отрезок музыки от одной сильной доли до другой. Тактовая черта представляет собой вертикальную черту, которая пересекает нотный стан. Эта черта разделяет два такта между собой. Так как мелодия может начаться и со слабой доли, существует такое понятие, как «затакт». Так называют неполный такт. Мелодия, начавшаяся с затакта, им же и заканчивается.
Намного проще «отбивать» такт или считать вслух. Музыкальный счёт ведётся на «раз и», «два и»; так до четырёх. «Раз и» – относится к одной четвертной ноте. Переход к «два и» говорит о переходе на следующую ноту.
Дополнительные музыкальные знаки
В этой статье мы познакомились с нотной грамотой и основными знаками нотного письма. Тем не менее существует множество знаков, которые мы не затронули, а ведь они представляют собой не меньшую ценность. Есть группа знаков, отвечающая за мелизмы – украшения в музыке; встречаются и такие, которые помогают упростить запись и чтение нот. Есть масса других, но я приведу лишь некоторые:
Заключение
Нотная грамота включает в себя много разных обозначений, терминов и символов. С основными мы познакомились, а если хотите знать больше — переходите по ссылкам и узнаете много нового, ведь музыкальный мир так интересен.
Статья — супер345Зря потратил время90
Как считать длительности нот
Теперь, когда мы знаем соотношение длительностей между собой, можно двигаться дальше, к вопросу — как считать длительности нот.
Представьте себе механические часы со стрелками. Самая шустрая стрелка щелкает ежесекундно и делит минуту на одинаковые отрезки. Эти мерные щелчки можно сравнить с биением сердца человека, которое называется пульсом. В музыке тоже есть пульсация, которая обеспечивает музыкальное движение. Как и сердцебиение, музыкальный пульс измеряется ударами в минуту. Допустим, в композиции пульс бьется четвертными нотами. Зная соотношение длительностей между собой, без труда можно вычислить продолжительность остальных нот:
Как понять какими длительностями бьется пульс
Чтобы найти ответ на этот вопрос, достаточно обратиться к размеру произведения. Он указан в начале произведения и выглядит как математическая дробь, но без разделительной черты. Размеры бывают разные:
Допустим, размер нашего произведения 4/4 (четыре четверти). В нотах это выглядит так:
Число, расположенное внизу, говорит какой длительности равен один удар пульса (четверти, восьмой и пр.). В данном случае пульс будет измеряться четвертями.
Число, которое находится сверху, говорит до скольких нужно считать в каждом такте. Получается в размере пульс измеряется четвертями и в каждом такте мы будем считать до четырех.
В следующем примере – пульс бьется половинками, а считать мы будет до двух. Такой размер называется «две вторых»:
В этом произведении пульс бьется восьмушками, а считаем каждый такт до шести:
Счет начинающих музыкантов звучит так: «раз-и, два-и». Звук «И» делит каждый удар пульса пополам и облегчает счет более мелких длительностей нот. Взгляните на пример:
Как видите, четверть считается «раз-и» или «два-и» в зависимости от того, в какой части такта она находится. Восьмые ноты, как правило, попадаются в связке по 2 или 4 сразу. Поэтому первая восьмая будет считаться «раз», вторая «и». В следующей части такта, первую восьмушку мы будем считать «два», а вторую «и».
Тоже самое происходит в остальных случаях. Посмотрите, как ведется счет в размере четыре четверти:
Часто, в начале произведения можно встретить обозначение темпа, которое выражается так:
Четверть равна 100 ударам в минуту. Пульс нашего произведения считается также четвертями (смотрим по нижней цифре размера). Значит мы должны играть в темпе 100 четвертей в минуту. Не трудно посчитать, что за ту же минуту мы сыграем 200 восьмых или 50 половинных нот. Чтобы определить насколько это быстро – 100 ударов в минуту — музыканты используют метроном.
Метроном – это такой прибор, который щелкает определенное количество раз в минуту. Скорость щелчков (ударов) регулирует сам музыкант, а делается это за счет перемещения грузика, который находится на маятнике. В механическом метрономе есть своя романтика, однако, существуют электронные аналоги, и вы можете скачать приложение «Метроном» на свой смартфон.
О! теперь все понятно89Трудно идет…13
Нота с точкой
В нотах часто можно увидеть ноту с точкой. Вот как это выглядит:
Вы могли заметить, что не только нота, но и пауза бывает с точкой.
Точка расположенная справа от ноты, увеличивает продолжительность звучания (этой ноты) на половину ее длительности.
Четвертная нота с точкой по продолжительности будет звучать, как сумма самой четверти и половины ее длительности — то есть восьмой.
Получается, что четверть с точкой стала звучать дольше в 1.5 раза. Целая нота с точкой будет длиться как сумма целой и половинки и так далее.
Таким же образом точка влияет на паузы – увеличивает их протяженность в 1.5 раза.
Также вы можете встретить ноту или паузу с двумя точками. Это означает, что длительность такой ноты или паузы нужно увеличить дважды – первая точка прибавит половину длительности, а вторая половину от половины этой длительности. Пример:
Заключение
Чтобы узнавать ноты на нотоносце, нужно регулярно тренироваться. Не хватайтесь сразу за несколько задач. придумайте план, которому будете следовать, например:
Полезная статья89Пойду на другой сайт13
Написание нотного письма
Программа для написания нот, как и любое другое программное обеспечение, должна быть хорошо написана, функциональна и практична, а так же предоставлять пользователям удобный и понятный пользовательский интерфейс. Узкая специализация задачи и сложность составления музыкальных нот часто отражается на ценнике коммерческих продуктов. Однако, не стоит переживать, на просторах интернета существует достаточно бесплатных программ, способных реализовать ваши потребности.
Основной задачей данного класса программ является создание композиций из нот и их последующее предоставление в печатном варианте. Конечно, ручное составление нотной записи, при помощи пера и бумаги, может быть более увлекательным занятием и носить в себе тонкий аромат творчества, который никогда не сможет заменить программа.
Однако, перед вами могут возникать более обыденные задачи, которые намного легче решаются при наличии автоматизирующих инструментов. Например, дублирование повторяющихся частей композиций, вставка нот в нужные места, перетаскивание нот из одной части в другую, что при ручном составлении может решаться вплоть до составления композиции или отдельной страницы нотной записи с нуля.
Тем не менее, данный класс программ — это как раз один из тех вариантов, где не стоит гнаться за автоматизацией, принося в жертву свободу действий. Прежде всего, программы для составления нот не должны мешать вам записывать композицию. Основной целью такого приложения должно быть сопровождение и предоставление дополнительных инструментов для быстрых операций.
Поэтому если вы установили программу и обнаружили, что ваши возможности каким-либо образом ограничиваются или от вас требуют изменить привычный вам способ написания, то лучше найдите другую программу, даже если в ней будет меньше инструментов.
Помните, любое написание композиции — это прежде всего творческий процесс. Просто представьте, вы составляете композицию. Перед вами лежит ручка и нотная бумага. Как вы думаете насколько уместно будет удаление «лишних» нот или многократное дублирование из-за того, что программа не может перенести скобку вольты на следующую строку или страницу?
Существует много бесплатных программ для составления нотной записи. Некоторые могут показаться лучше, некоторые хуже. Дело вкуса. Тем не менее, при выборе нужно учитывать, что каждая из этих программ имеет свой индивидуальный интерфейс, на разбор особенностей и функций которого вам может потребоваться, как минимум, от получаса.
Примечание: В основном, время на разбор больше обусловлено не столько сложностью программ, сколько различными подходами к организации меню, расположению кнопок и других элементов управления.
В данном обзоре представлены известные и мощные кроссплатформенные программы для написания нот.
MuseScore
По мнению многих профессиональных музыкантов, утилита MuseScore – лучший альтернативный вариант предыдущим «гигантам». Огромнейший плюс – она полностью бесплатная. Скачивается с официального сайта, при этом регистрации не требуется.
Интерфейс понятен, прост, что очень радует новичков нотного дела. Откроем midi-файл композиции Metallica – Muster of Puppet.
Сделано все очень компактно, под рукой все необходимые инструменты. Вверху – набор нот, слева – палитра символов. Каждый инструмент отмечен отдельной строкой записи. Внизу- специальное окно с каждым каналом, где можно изменять сам инструмент, квантизацию, число голосов, тактовый размер и проч.
Преимущества редактора – возможность открывать самые разнообразные форматы, конвертировать нотную запись в PDF. Причем поддерживаются не только классические midi и MusicXML, но и PNG, SVG (векторное изображение) и многие другие.
Как и в Sibelius, пользователь может поделиться композицией онлайн. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте производителя софта.
Кстати, на сайте разработчика представлено руководство по использованию программы. Оно правда англоязычное, но подробное и полезное. Перевести его всегда можно, используя наши обзоры лучших переводчиков – для интернет-страниц, онлайн-переводчики.
MuseScore – хорошая, а главное бесплатная альтернатива двум вышеописанным редакторам. Интерфейс удобен, программа полностью на русском, возможность импорта и экспорта файлов разных форматов, есть детальное руководство на сайте.
Руководство по быстрому выбору (скачать бесплатно программы для написания нот)
MuseScore
Мощная и удобная. Запись нот выполняется легко и быстро, при помощи мыши, клавиатуры или MIDI. Большое количество плагинов. Интегрированный аудио секвенсор. Программный синтезатор. Сохраняет различные типы файлов, включая PDF и MIDI. И многое другое. |
———— |
Перейти на страницу загрузки MuseScore
Lilypond
Отличная программа, базирующаяся на текстовом представлении. Красивая нотная запись на выходе. Имеет различные сторонние графические оболочки для удобства составления. |
Создание нотных записей на основе специального текстового языка может вызвать некоторые трудности |
Перейти на страницу загрузки Lilypond
Finale Notepad
Легко использовать. Результат выглядит профессионально. Приятный и удобный интерфейс |
Лимитированная версия платной программы. Ограничения по поддерживаемым форматам файлов |
Перейти на страницу загрузки Finale Notepad
Рубрики:
- аудио
- менеджер
- редактор
- Лучшие бесплатные программы для обработки и редактирования аудио файлов
- Лучшие бесплатные программы для редактирования музыки (аудио сплиттер)
- Лучшие бесплатные программы для обработки и редактирования аудио файлов Мультимедиа
- Лучшие бесплатные программы для записи аудио и видео потоков (стрим) Мультимедиа
- Лучшие бесплатные программы для ускорения загрузки видео Мультимедиа
- Лучшие бесплатные программы для редактирования музыки (аудио сплиттер) Мультимедиа
- Лучшие бесплатные программы для записи DVD видео дисков Мультимедиа
- Лучшие бесплатные программы для редактирования видео Мультимедиа
Собственно методика
Ниже описана моя методика, которая позволила без особых проблем буквально за несколько дней научиться уверенно распознавать все ходовые позиции в скрипичном и басовом ключах.
Изучение базовых нот
Как я уже писал выше, ключевой момент методики — разделение всех позиций на простые и сложные, на базовые и производные. Сначала уверенно запоминаем базовые позиции (ноты на островках плюс ключевая нота) и только потом переходим к производным.
- Устанавливаем программу Anki
- Из великого многообразия карточек для музыки выбираем подходящий вариант. Мне понравился вот этот, который достаточно простой и не содержит лишнего. Для себя я добавил в эту колоду звуки из другой колоды. Так можно будет не только учить соответствие позиций и нот, но и запоминать их звучание.
- В режиме редактирования колоды проставляем тэг для всех позиций, которые мы хотим запомнить. Я назвал его «Fundamentals» и добавил туда все базовые ноты из скрипичного и басового ключей.
- Создаем новую колоду-фильтр в которую отбираем карточки с нашим тэгом. Для чего открываем колоду, нажимаем на кнопку «custom study» внизу окна, выбираем режим «study by card state or tag», выбираем соответствующий тэг.
- Если все было сделано правильно, должна получиться отдельная колода с 20 карточками.
- «Откидываемся на спинку кресла» и до просветления играем в игру «выбери одну ноту из трех», не забывая получать удовольствие в процессе.
Обращаю внимание, что тут не надо спешить. Не надо гадать и бежать впереди поезда
Вдумчивость и медлительность на этом шаге сполна окупится впоследствии.
Основное правило музыкальной практики: не надо тренировать свои ошибки (do not practice your errors). Смысл в том, что не надо пытаться играть быстро, пока не получается играть правильно. Так и здесь, не надо спешить, если случаются ошибки.
Таким образом, алгоритм должен быть такой:
- Открыли очередную карточку
- Сначала посмотрели на ключ: скрипичный или басовый?
- Вспоминаем, что скрипичный — это ля-си-до, басовый — это до-ре-ми.
- Осознали, какому месту островка соответствует нота: центр, нижний край или верхний край?
- Выбрали одну ноту из трех, в соответствии с положением
- Опционально пропели ее в тон
- Повторяем до тех пор, пока у вас в сознании не будет возникать ответ раньше, чем вы смогли его себе объяснить. То есть буквально: открыли карточку и уже сразу знаете, какая нота на ней нарисована.
И еще раз: обращаю внимание, что обязательно надо учить все необходимые ключи параллельно
Это просто чрезвычайно важно
Изучение производных нот
К этому моменту страх перед нотами, как и ощущение запредельной сложности должны пройти. Оба ключа должны восприниматься естественно, без внутреннего протеста.
Если все прошло гладко, то теперь вы должны уверенно распознавать все базовые ноты:
Смотрите как многого можно добиться, зная всего три ноты в каждом ключе! Ну хорошо, четыре, если учитывать и саму ключевую.
Если к этому набору добавить еще и крайние линейки нотоносцев, то все остальные ноты (кроме совсем далеких добавочных линеек) окажутся на расстоянии всего в один шаг от уже знакомых.
В деле запоминания этих линеек нам помогут такие наблюдения:
То есть, нижняя линейка отстоит от верхней на октаву и еще одну ступень: ми-фа, соль-ля.
Например, если вы хорошо запомните, что нижняя линейка басового нотоносца это соль, то значит верхняя линейка это ля. И промежуток между двумя нижними основными линейками это тоже ля (и наоборот).
А чтобы запомнить, какие ноты соответствуют крайним линейкам, можно связать их с ключевой нотой данного ключа.
Последний факт, который хотелось бы отметить, и который может здорово помочь в анализе настоящего нотного текста: на самом деле, между скрипичным и басовым ключами находится всего одна дополнительная линейка, и это нота до первой октавы:
К примеру, вторая дополнительная линейка выше басового ключа, это на самом деле нижняя линейка ключа скрипичного, то есть ми.